Памятка
«15 шагов в работе с одаренными детьми»
Чтобы организовать работу с одаренными детьми в школе, воспользуйтесь памяткой.
Шаг 1. Заместитель директора вносит в план работы педагога-психолога запросы для диагностики:
- детской одаренности;
- проблем педагогов в обучении одаренных детей.
Шаг 2. Педагог-психолог выбирает методики и выявляет детскую одаренность: проводит диагностику обучающихся, обрабатывает результаты и пишет справку по результатам диагностики.
Шаг 3. Педагог-психолог составляет анкету или использует готовую, анкетирует учителей и выявляет их проблемы в работе с одаренными детьми.
Шаг 4. Администрация ОО анализирует результаты диагностик и создает инициативную группу: в нее входят заместители руководителя ОО, руководители методических объединений, учителя-предметники и др.
Шаг 5. Инициативная группа проектирует программу работы с одаренными детьми: формулирует название, цели и задачи; создает модель; придумывает комплекс инновационных продуктов для выявления, поддержки и сопровождения одаренных детей, их учителей и родителей, оценивает кадровый резерв школы.
Шаг 6. Администрация школы привлекает специалистов (если их нет в школе):
- научного консультанта проекта – эксперта в вопросах детской одаренности, который проводит внутрикорпоративное повышение квалификации;
- педагога-психолога;
- специалистов в области информационно-коммуникационных технологий – они создают страницы сайта школы, на которых размещают информацию о программе и вспомогательные сервисы.
Шаг 7. Руководитель ОО проводит педагогический совет и организует работу педагогов по группам, которые реализуют модули программы.
Шаг 8. Администрация учитывает предложения учителей на педагогическом совете и корректирует программу работы с одаренными детьми.
Шаг 9. Руководитель ОО включает программу работы с одаренными детьми в программу развития ОО (протокол заседания коллегиального органа управления).
Шаг 10. Администрация ОО готовит или корректирует нормативные локальные акты для работы с одаренными детьми:
- положение о консультационном центре для родителей;
- положение о школьной научно-практической конференции и др.
Шаг 11. Педагоги корректируют программы внеурочной деятельности и дополнительные общеобразовательные программы в ОО в соответствии с программой работы с одаренными детьми, включают в содержание урока олимпиадные задания прошлых лет.
Шаг 12. Администрация организует внутрикорпоративное повышение квалификации педагогических работников по проблемам обучения одаренных детей.
Шаг 13. Администрация ОО и педагоги внедряют проекты, которые развивают одаренных детей:
- учебно-исследовательский центр: школьники учатся проводить исследования;
- веб-ресурс для поддержки олимпиадного движения: информация для обучающихся и их родителей о конкурсах и олимпиадах;
- мониторинговый комплекс: диагностика достижений учеников, выявление сложностей в обучении;
- конструктор проектов обучающихся на сайте школы: электронная таблица, в которой учителя вставляют ссылки на проекты, а заместитель директора отслеживает готовность проектов;
- консультационный центр для родителей, чтобы просвещать по вопросам одаренности: администрация или педагоги отвечают родителям на сайте, по электронной почте, педагог-психолог и учителя проводят индивидуальные очные консультации;
- электронный дайджест материалов;
- о проблемах обучения одаренных детей на сайте школы.
Шаг 14. Руководитель ОО ищет ресурсы для стимулирования работы учителей в рамках административной модели распределения надбавок и морального поощрения, включает виды работ с одаренными детьми в систему эффективного контракта.
Шаг 15. Администрация и педагоги анализируют результаты работы с одаренными детьми и ставят новые цели.
Анкета для определения типа учебной мотивации школьника
Методика изучения мотивации обучения старшеклассников
Содержание, формы и методы работы с одаренными младшими школьниками