Все дальше в прошлое уходят события, связанные с Великой Отечественной войной, но боль и скорбь о ее безвинных жертвах навсегда останется в нашей памяти.

В преддверии одной из самых памятных и важных дат в истории нашей республики – Дня памяти крымчаков и евреев Крыма – жертв нацизма, сотрудники музея-заповедника «Судакская крепость» выступили с лекцией в МБОУ «Дачновская средняя общеобразовательная школа» городского округа Судак.

11 декабря 1941 года на 10-м километре шоссе Симферополь-Феодосия в противотанковом рве начались массовые расстрелы мирных жителей, поводом к которым послужила национальная принадлежность жертв – большинство из них были евреями или крымчаками. Этот зимний день навсегда останется страшной, кровоточащей датой в истории Крыма. Датой, которую больно помнить, но невозможно забыть…

Еще в июле 1941 года Гитлер заявил, что Крым «необходимо очистить от всех чужаков и заселить германцами». Нацисты и их пособники приступили к выполнению этого чудовищного замысла сразу после оккупации полуострова. В первую очередь уничтожению подлежали евреи, крымчаки, цыгане.

Противотанковый ров на десятом километре Феодосийского шоссе стал одним из символов Холокоста. Гитлеровские палачи практически полностью уничтожили общину крымчаков. В живых остались только те, кто успел эвакуироваться, кто был призван в армию и не погиб на фронте. Народ оказался на грани исчезновения.

В ходе лекции школьники познакомились с краткой историей преследования евреев в нацистской Германии, с трагическими фактами уничтожения крымчаков и евреев Крыма в период немецкой оккупации. Вниманию слушателей были предложены свидетельства очевидцев расстрела, истории выживших. Затронуты были и истории крымчан – участников этого и иных событий, связанных с преследованиями евреев и крымчаков в Крыму. Среди них – истории как тех, кто арестовывал и расстреливал своих земляков, так и тех, кто, рискуя своей жизнью и жизнями своих близких, спасал людей от смерти.

Волна массовых казней евреев и крымчаков прокатилась по всем городам Крыма. Истребление еврейского населения в Судаке осуществлялось в основном силами и ресурсами зондеркоманды 10б – подразделения айнзатцгруппы «Д». В выявлении и убийстве евреев принимали также участие подразделения полевой жандармерии и служащие вспомогательной полиции из числа местных коллаборационистов.

В ноябре 1941 года в деревне Тельманово (современный посёлок Новый Свет) расстреляна семья председателя колхоза Исаака Волынского – 5 человек, он, жена и дети. 19 декабря в этой же деревне были казнены 24 еврея, фамилии которых не удалось установить.

Эдем Оразлы, очевидец судакских событий, в книге «Крымская легенда» повествует: «Через несколько дней после прихода немцев была замучена любимая в народе заведующая аптекой тетя Соня и ее пятилетняя дочь Сара. Она не захотела пришивать на одежду шестиконечную звезду, как того требовала немецкая комендатура. Ее никто не выдал, но в паспорте у неё значилось: еврейка. Она была обречена. Над ней долго издевались, избивали. На глазах у матери девочке помазали губы каким-то ядом, и та, не понимая, что это яд, облизывала его и вскоре в судорогах у ног матери скончалась».

13 февраля 1942 года в Судаке около дома отдыха Ленинградского военного округа немецкие палачи расстреляли 25 евреев. Большинство из них были женщины и дети.

В марте 1942 года были зверски замучены скрывавшиеся эти месяцы Дерковские – две сестры и мальчик. В Судакском районе было уничтожено все оставшееся на оккупированной территории еврейское население.

Рассказ о трагических судьбах ни в чём не повинных людей вызвал очень сильные чувства, эмоции и переживания у ребят. Они ещё долго находились под большим впечатлением от услышанного, искренне сопереживая горю тех, у кого отобрали право на жизнь.

Подобные встречи и общение дают возможность молодым людям не только больше узнать о былых временах и событиях, а также задуматься над ценностью жизни, над теми событиями, которые происходят в нашем обществе сейчас.

11 декабря – символ нашей общей скорби и боли, нашей общей трагедии. Эта трагедия напоминает нам о тех страшных последствиях, которые несут с собой расовая нетерпимость, межнациональная рознь и пренебрежение к человеческому достоинству.