Рекомендации родителям одарённых детей

«Одаренный ребенок: как помочь ему?»

Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, мы собрали здесь самые ценные советы и рекомендации.

Взгляните на своих детей. Посмотрите в их глаза. Может быть, перед Вами уникальный одаренный ребенок?

Многие известные ученые, музыканты, художники проявили свои выдающиеся способности в раннем возрасте. Всем известны выдающиеся успехи в детстве А. Пушкина, И. Мечникова. Ф. Мендельсона и др. Не секрет, что одаренные дети часто становятся выдающимися взрослыми, но не всегда. Часто люди, не проявившие себя в детстве, достигали выдающихся результатов в зрелом возрасте. Например, Исаак Ньютон плохо учился в школе, Уолт Дисней был уволен редактором газеты за то, что у него не было «хороших идей», а когда Томас Эдисон был мальчиком, то его учитель сказал ему, что он слишком глуп, чтобы что-нибудь выучить.

 

Одаренные дети. Кто они? Это, прежде всего, - дети, но обладающие большими способностями к высоким достижениям и выдающимся результатам в различных сферах деятельности.

Широко распространено мнение о том, что одаренные дети, обладая большими способностями,  могут добиваться всего сами. Это не всегда так!

Чтобы уменьшить Ваши родительские тревоги и помочь Вам черпать радость в воспитании своих одаренных детей, мы собрали здесь самые ценные советы и рекомендации.

В зависимости от возраста ребенка выделяют три категории одаренности:

1.                 Дети, выделяющиеся необычно быстрым темпом умственного развития, высоким уровнем интеллекта в целом (такие дети относительно чаще встречаются в дошкольном и младшем школьном возрастах)

 

Дети с обычным интеллектом, но резко выделяющиеся в определенных видах занятий (например, в математике или какой-нибудь другой области науки). Такие дети могут обнаруживаться в подростковом возрасте.

2.                 Дети, которые пока не достигают успехов в каких-либо видах учения или творческих занятий, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью суждений, незаурядными умственными резервами. Это случаи, когда можно говорить о потенциальной, или «скрытой», одаренности. Умственные возможности таких учащихся нередко раскрываются уже в старшем школьном возрасте.

Особенности, которые можно заметить у Вашего ребенка:

1. Интеллектуальный тип. Дети этого типа одаренности точно и глубоко анализируют учебный и внеучебный материал, склонны к философскому осмыслению материала. Для них характерен высокий интеллект, развитый ум, благодаря которому они легко усваивают разные предметы. Они умеют самостоятельно получать знания и сами читают дополнительную литературу.

2. Академический тип. Дети данного типа также отличаются высоким интеллектом, однако на первый план выходят особые способности именно к обучению. Дети этого типа одаренности, прежде всего, умеют блестяще учиться. К числу академически одаренных учащихся часто относятся медалисты.

3. Художественный тип. Этот вид одаренности, как правило, проявляется в высоких достижениях в художественной деятельности – музыке, танце, живописи, скульптуре, сценической деятельности. Есть дети, у которых обнаруживается целый «веер» различных художественных способностей: ребенок и поет, и танцует, да еще и превосходно рисует, однако, есть и ребята лишь с одной ярко выраженной способностью такого рода.

4. Креативный тип. Выражается в нестандартности мышления, непохожем на других взгляде на мир. Нежелание этих детей идти «в ногу» со всеми остальными и является основой их одаренности,  на которой и строится их нестандартное видение мира. Для того, чтобы увидеть подлинные творческие способности этих учеников, им нужно предлагать нестандартные темы сочинений, особые творческие задания или исследовательские проекты.

5. Лидерская или социальная одаренность характерна для детей, обладающих способностью понимать других людей, строить с ними отношения, руководить ими. Лидерская одаренность предполагает высокий уровень интеллекта, хорошо развитую интуицию, понимание чувств и потребностей других людей, способность к сопереживанию, яркое чувство юмора, помогающее им нравиться другим людям.

6. Психомоторная или спортивная одаренность. Детей, относящихся к данной группе, отличает: энергичность, стремление к участию во всевозможных соревнованиях, подвижных спортивных играх, быстрота реакции, легкость в движениях, их хорошая координация, физическая выносливость.

 

Одаренность в дошкольном возрасте (3 – 7 лет)

Если у Вашего ребенка:

  • отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,
  • чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,
  • проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,
  • живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,
  • отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,
  • повышенные математические способности в плане вычислений и логики,
  • устойчивая концентрация внимания ибольшое упорство в решении различных задач,
  • обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,
  • наблюдаются трудности в общении со сверстниками,
  • высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна),  
  • зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске),

то можно говорить о наличииу негоотличительных черт, характерных для одаренных детей.

 

Что делать родителям?

Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.

Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для  ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.

В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы.

Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.

Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.

 

Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить.    

Да и родителям необходима передышка.

Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.

Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми.

Оградитемалыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.

 

 Одаренность в младшем школьном возрасте (7-11 лет)

Младший школьный возраст играет особую роль в развитии личности ребенка. Ребенок доверяет старшим, эта вера безгранична. Дети в этом возрасте весьма чувствительны к оценкам взрослых. Оценка собственной личности нередко бывает отражением мнений взрослых о ребенке.

Нередко развитые способности у ребенка обнаруживаются в учебной деятельности, и связаны с развитием познавательной сферы (внимание, память, мышление, воображение).

К концу младшего школьного возраста авторитет взрослых постепенно утрачивается. Большое значение в жизни детей начинают играть сверстники. Активно формируются и развиваются навыки общения с ровесниками, завязываются прочные дружеские отношения.

Способные дети часто не распознаются взрослыми, так как оценивается, прежде всего, успеваемость и успешность обучения в школе.

Родителям следует обратить внимание на следующие особенности ребенка:

  • интеллект выше среднего;
  • умение принимать решения;
  • чувство ответственности;
  • настойчивость;
  • терпимость и терпение в работе с людьми;
  • энтузиазм;
  • умением ясно выражать мысли в устной и/или письменной форме;
  • живость и любознательность;
  • независимость в действиях;
  • инициатива, стремление участвовать во всем новом;
  • использование воображения в мышлении;
  • гибкость в подходах к проблемам;
  • разнообразные интересы;
  • чувство юмора;

·         трудности в нахождении близких по духу друзей;

·         проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны;

·         нежелание быть таким, как все;

·         трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития;

·         ранний интерес к проблемам мироздания.

 

 

Если Вы заметили у Вашего ребенка признаки одаренности:

Во-первых, не ограничивайте ребенка школьными рамками, а развивайте его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи.

Во-вторых, Вам следует уделить специальное внимание проблеме развития и воспитания своего одаренного ребенка, искать информацию, как в литературе,  

так и в общении с другими родителями и специалистами.

В-третьих, постарайтесь посвятить неделю тщательному наблюдению за ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями. Это поможет определить направления, в которые лучше всего вкладывать время и силы. Пусть любознательность ребенка поможет Вам определить, какие интересы Вы должны развивать и какие задачи ставить.

Дневниковые записи в течение недели могут обнаружить перегруженность ребенка регламентированными занятиями, так что на размышление или импровизированные мероприятия у него вовсе не остается времени. Если это так, возможно, Вам стоит пересмотреть мотивацию ребенка в занятии тем или иным делом. Более всего, ребенок хочет радовать Вас и быть любимым Вами, поэтому часто занимается чем-то, чтобы доставить Вам удовольствие. С этих позиций следует помнить о том, что ребенку необходимо действительно свободное время. Просто помечтать или «поболтаться» может быть для ребенка полезной сменой темпа.

В-четвертых, Вам следует рассмотреть три фактора, способствующих отличным достижениям: способности, возможности и индивидуальность.

Способности к острому, живому восприятию, абстрактному и сложному мышлению, речевой или математической легкости или к художественному творчеству являются одним из параметров одаренности. Выдающиеся способности одаренного ребенка должны быть восприняты и оценены окружающими людьми.

 

Одаренность в старшем школьном и подростковом возрасте

(12 – 18 лет)

   Подростковый период - особый период в развитии личности. 

Подросток начинает отдаляться от взрослых, при этом ожидая понимания своих стремлений и желаний, поддержки и доверия. Для подростка важно признание старшими его равноправия с ним. В противоположном случае возникают конфликтные ситуации.

Возраст с 12 до 14 лет считается критическим периодом развития.

Одаренные дети часто выделяются среди остальных. Их непохожесть объясняется не только яркостью и неповторимостью таланта, оригинальностью и своеобразием мышления. Одаренный ребенок быстрее взрослеет, раньше формируется как личность, и в среде сверстников он отличается благодаря присутствию определенных личностных качеств и свойств.

 

 Одаренных детей от сверстников отличает ряд особенностей:

  • интеллект выше среднего;
  • обостренное чувство справедливости;
  • развитая система личных ценностей;
  • хорошо сформированное чувство юмора;
  • наличие преувеличенных страхов;
  • упорство в достижении результата;

·         прерывание собеседника, так как нередко ребенок в курсе того, о чем идет речь или быстро понимает излагаемый материал;

·         стремление продемонстрировать свои знания и привычка исправлять других в разговоре;

·         высмеивание окружающих как ответ на травмирующий фактор, - так ребенок стремится защитить себя от источника боли доступными ему средствами.


10 советов родителям уникально одаренных детей

—     Доверяйте своим инстинктам. Вы знаете своего ребенка лучше всех на свете. Не считайте, что профессионалы знают его лучше только потому, что они – дипломированные специалисты.

—     Доверяйте своему ребенку. Если он говорит, что не может что-то сделать – не считайте, что это лень, упрямство или отсутствие интереса. И не верьте тем, кто говорит, что это единственная причина происходящего.

—     Не забывайте про одаренность ребенка, пытаясь справиться с его проблемами. Дети впадают в уныние, когда им не удается научиться ничему новому.

—     Не забывайте о проблемах ребенка, пытаясь развить его талант. Дети отчаиваются, если от них постоянно требовать выполнения задач, с которыми они не могут справиться. Ваш ребенок может одновременно получать помощь и как одаренный, и как обладающий особыми потребностями. Эти программы не являются взаимоисключающими.

—     Не перегружайте своего ребенка. Если домашняя работа отнимает у ребенка в четыре раза больше времени, чем у сверстников, – позвольте ему делать четверть этой работы.

—      Умейте видеть в своем ребенке хорошее и находите время для занятий, приятных вам обоим.  Когда все идет кувырком, очень легко потерять из виду то, что нам нравится в наших детях, — и не находить времени для приятных занятий.

—     Не забывайте о себе. Если вы развалитесь от переутомления и недостатка внимания к себе, хорошо от этого не будет никому.

—     Знайте, где надо поставить точку. Некоторые ситуации поправить нельзя. Если положение вашего ребенка в школе совершенно безнадежно, может быть, пора подумать об альтернативах (другая школа, домашнее обучение, что угодно).

—     Сеть поддержки. Очень хорошо помогают местные группы поддержки. Кроме того, целый мир открывается в Интернете, который позволяет нам связываться с другими людьми в любое время дня и ночи, там можно найти бесценную поддержку и информацию.