Методическая помощь учителю
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дачновская средняя общеобразовательная школа
городского округа Судак
Наш адрес: 298023, Республика Крым, г. Судак, с. Дачное, ул. Садовая, 1
Электронный адрес: dsosh@sudakgs.rk.gov.ru

Как разработать педагогический проект


В структуре   профессиональной компетентности руководящих и педагогических работниковобразовательных учреждений одной из ведущих компетенций является владение современными инновационными технологиями, в частности, проектной технологией.
В  общем смыслепроект — это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с  определенными требованиями к качеству результатов,установленными  рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией (В.Н. Бурков, Д.А. Новиков).
Это также  является  целью  и результатом  проектной деятельности.
Термин «педагогический проект» можно определить  как:
1.    Комплекс взаимосвязанных мероприятий по целенаправленному изменению педагогической системы в течение заданного периода времени, при установленном бюджете с ориентацией на четкие требования к качеству результатов и специфической организации;
2.    Разработанные система и структура действий педагога для реализации конкретной педагогической задачи с уточнением роли и места каждого действия, времени осуществления этих действий, их участников и условий, необходимых для эффективности всей системы действий.
В приведенных определениях ключевыми являются:

  • фактор времени
  • целенаправленность
  • нормированность изменений
  • специфика организации деятельности

Успешность проектной деятельности говорит  о способности педагога действовать в русле  современных изменений в системе образования, умении преобразовывать педагогическую действительность.

Для того, чтобы грамотно подготовить педагогический проект, нужно следовать определенным требованиям к составлению плана проекта. Проектная разработка должна содержать следующие структурные компоненты:
•    Обоснование необходимости проекта
•    Цели и задачи проекта
•    Участники проекта
•    Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей
•    Рабочий план реализации проекта
•    Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта
•    Оценка эффективности реализации проекта
•    Оценка рисков
•    Дальнейшее развитие проекта
Рассмотрим каждый структурный элемент педагогического проекта.
1. Обоснование необходимостипроекта

  1. Описание педагогической проблемы включает в себя  анализ существующей педагогической ситуации или состояния педагогической системы.
  2. В результате анализа выявляются противоречия между имеющимся  положением педагогической системы и ее оптимальным состоянием, позволяющим эффективно функционировать на современном этапе.
  3. Педагогдолжен показать несоответствие между требуемым современностью состоянием образовательной системы и реально существующей ситуацией.
    На основе такого анализа педагог определяет какие проблемы сможет решить в рамках своего проекта, какие коррективы возможно внести в деятельность образовательного учреждения, в содержание образовательного процесса, в собственную педагогическую деятельность и т. д..
    Педагог указывает, каким образом выделенные проблемы затрагивают определенные целевые группы, т. е. лиц, которым будет адресована деятельность по проекту.
  4. Необходимо кратко охарактеризовать реальные потребности целевой аудитории и условия, которые предполагается изменить в ходе проекта для решения их проблем.
    В проекте должна быть убедительно доказана актуальность выделенных проблем, обоснована значимость решения данных проблем для повышения эффективности педагогического процесса.
  5. Важно указать значение решения этих проблем для образовательного учреждения, показать, что их решение соответствует государственным приоритетам в системе образования.

Таким образом, описание проблемы предполагает формулирование ответов на два вопроса:
•    почему возникла необходимость в выполнении проекта?
•    почему решение данной проблемы является приоритетной задачей?
Глубокий и всесторонний анализ педагогических проблем позволит грамотно и корректно сформулировать цели, задачи и подобрать методы проекта.
2. Цели и задачи проекта

  1. Формулирование целей проекта предполагает раскрытие сути задуманного проекта, направленного на решение выявленных проблем.
  2. При постановке задач определяется последовательность шагов по изменению существующейпедагогической ситуации в соответствии с целью.
  3. Педагогуказывает, какие образовательные, воспитательные и социальные задачи будет решать на протяжении реализации проекта.
  4. Цель и задачи проекта должны быть достижимы в рамках предусмотренного периода времени.

3. Участникипроекта

  1. В этом пункте указывается основная целевая аудитория (участники) проекта, а также критерии их отбора.
  2. Подробно описывается качественный и количественный состав целевых групп, с которыми педагог будет работать в рамках проекта.

4. Описаниепроекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей

  1. Деятельность по проекту должна способствовать решению каждой из поставленных задач проекта.
  2. При выборе стратегии и подходов достижения поставленной цели необходимо обосновать выбор способов решения проблемы, при этом можно использовать как уже разработанные и апробированные способы решения проблем в различных комбинациях, так и модифицированные способы решения сходных проблем.
  3. По сути, выбор методов предполагает описание мероприятий, которые необходимо организовать и провести для решения задач проекта.
  4. Так, педагог определит способы участия в проекте целевой аудитории (учителей, учащихся, родителей, попечителей).
  5. Педагогпродумывает план организации работы по проекту, определяя логическую цепь своих действий.
  6. Педагогопределяет исполнителей деятельности попроекту (тех, кто будет задействован в ее выполнении); благополучателей (тех, кто будет потребителями каждой конкретной услуги).
  7. При этом, автор проекта должен оценить наличие необходимых ресурсов (материальных, информационных, кадровых, технических и др.).
    Если в проекте запланировано проведение мероприятий — тренингов, семинаров, занятий и т.п., необходимо описать каждое из них, указав, цель и планируемый результат, на сколько человек оно рассчитано, временной формат мероприятия, предполагаемое место проведения, количество тренеров (в том числе и из каких организаций они будут приглашены), приложить предварительную программу мероприятия.

5. Рабочий план реализациипроекта

  1. Рабочий план представляет собой план-график выполнения запланированных мероприятий с обязательным указанием предполагаемых дат и ответственных за их проведение (ниже приведена возможная форма таблицы)).
  2. Предполагаемаядата проведения мероприятия
  3.    Место проведения мероприятия
  4.  Наименование мероприятия
  5.  Ответственный за выполнение

6. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализациипроекта

  1. Краткосрочные результаты — те итоги, которые получают непосредственно по окончании  проекта.
  2. Долгосрочные – результаты, которые могут появиться в перспективе, через некоторое время после завершения проекта.
    Уже на стадии написания проекта педагог должен выделить ожидаемые краткосрочные и долгосрочные результаты своего проекта, по которым можно будет судить об успешности его реализации.
  3. Результаты планируются путем соотнесения их с поставленной целью и задачами проекта. Например, к результатам проекта можно отнести:

•    вид, количество и объем печатной продукции;
•    количество новых методик или технологий, внедренных в рамках проекта;
•    кол-во непосредственных получателей услуг (например, участников тренинга);
•    разработка новых процедур, облегчающих или улучшающих учебно-воспитательный процесс;
•    апробирование новых методик и пр..
7. Оценка эффективности реализациипроекта

  1. Описание количественных и качественных показателей достижения результатов и способов диагностики
  2. При планировании проекта важно выявить свидетельства, данные и показатели, которые подтвердили бы, что поставленная в проекте задача выполнена.
  3. При описании показателей повышения эффективности деятельности укажите данные, позволяющие судить о степени эффективности, а также значимости выполнения планируемых работ по проекту (например, предполагаемые технологические достижения; высвобождение времени учащихся для творческого развития личности; снижение конфликтов, рост успеваемости учащихся и т.д.).
    Методы оценки успешности/эффективности.
  4. Методы оценки – это способы сбора данных по каждому из ожидаемых результатов проекта, которые позволят определить, в какой степени достигнут ли тот или иной результат проекта.
  5. Самым распространенным методом является анкетирование благополучателей (целевой группы) до и после обучения или участия в проекте.
  6. Педагогможет предложить самостоятельно разработанный диагностический инструментарий для оценки результативности реализации проекта.

8. Оценка рисков и меры, запланированные для минимизации влияния таких факторов риска

  1. Педагогоценивает возможные риски, которые могут повлиять на реализацию проекта.
  2. Проводится качественный и количественный анализ рисков и условий их возникновения.
  3. Качественная оценка риска определяет степень его важности, количественный анализ позволяет установить вероятность возникновения рисков в проекте.
  4. На основе анализа осуществляется выбор процедур и методов по снижению отрицательных последствий рисковых событий.

9. Дальнейшее развитиепроекта

  1. По окончании проекта деятельность в выбранном направлении должна быть продолжена, поэтому необходимо предложить механизм продвижения результатов проекта.
  2. Укажите, каким образом результаты проекта могут быть использованы в дальнейшем в образовательном учреждении, другими организациями в регионе, в других городах. Какими способами планируется информировать педагогическое сообщество о результатах деятельности по проекту и как будет учитываться обратная связь.
  3. В качестве критериев оценки педагогического проекта можно выделить:

•    значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательного учреждения в целом, и учебно-воспитательного процесса в частности;
•    ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;
•    корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;
•    адекватность показателей оценки эффективности проекта;
•    соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема- цель-задачи-метод-результат.
•    значимость проекта для других образовательных учреждений, возможность внедрения результатов проекта в деятельность коллег.
4.  В приложениях к проекту можно представить:
•    учебно-тематические планы;
•    структуру раздаточных материалов;
•    тематику, примерную структуру, тираж, объем публикаций, печатных материалов;
•    структуру, перечень разделов, создаваемых интернет-ресурсов;
•    примерную структуру, объем, методику, инструментарий исследования;
•    тематику, примерную программу, аудиторию конференций, круглых столов;
•    тематику, объем консультаций.
Примерные требования к оформлению проектной разработки

  1. Общий объем проектной разработки должен составлять не более 20 листов компьютерного текста. Объем приложений не лимитируется, но они должны соответствовать тексту (ссылки на них в тексте обязательны).
  2. Материалы необходимо готовить в текстовом редакторе MS Office Word.
  3. Формат страницы: А-4 (210*297мм). Формат шрифта: размер -14; Times New Romans; межстрочный интервал — одинарный, красная строка. Поля: слева, справа, сверху, снизу — 20 мм.
  4. Представленные требования являются примерными (рекомендуемыми) и могут варьироваться.

 

Как сделать аналитический отчет

Как  проводится  аттестация педагогов в форме защиты аналитического отчета

1.Аттестуемому педагогу  дается  10-15 минут для  выступления

2. Формулируется  проблема.

3. Определяется актуальность проблемы. Необходимо  соотнести актуальность проблемы с тенденциями развития образования. При этом, нужно ссылаться   только на актуальные документы.

4.Дается характеристика  объекта ипредмета исследования

—-Объект  исследования –  это границы  исследования  педагога (качество знаний, уровень воспитанности, образовательный процесс, и др., то есть, это реальность, которая существует независимо от нас.  Но  по сути, в  центре объекта  исследования должны быть учащиеся.

—- Предмет исследования— это свойства, отношения, функции, которые выделеяются  в рамках объекта или то, с помощью чего педагог  будет  влиять на изменение объекта.   Предмет  исследования  всегда более  узкий, чем  объект (проектная деятельность, творческие домашние задания, проблемный метод обучения, субъектный подход и так далее)

5. Формулируется  тема исследования.Тема всегда  длжна  формулироваться так, чтобы  в ней был и объект, и предмет исследования ,а  также,  отражается или способ воздействия предмета на объект или показано, каким образом они взаимосвязаны.Например: «Применение проектного метода обучения как условие  успешной социализации выпускников».

6. Формулируется  цель – это ожидаемый результат .Например: создать условия, обеспечить формирование.Цель  всегда должна быть направлена на  ученика.И показывать,как результат влияет на личность учащегося, на качество образования.При этом, не нужно ставить глобальные цели. А цель, которая вами  поставлена, нужно будет оценить . Поэтому , педагогу  нужно  заранее подумать при ее формулировании : как вы соотнесете цель с результатом.

Цели нужно ставить простые,а  не глобальные. Так  как это должна быть реальная,конкретная и простая проблема , которую вы решаете.

В формулировке цели должно быть видно, что вы используете субъектный подход в обучении, создаете условия развития ребенка, а не сами его развиваете.

7. Формулируются  задачи .В задачах речь идет о действиях ,которые  предпринимает педагог для  достижения цели. Нужно  ранжировать и  по порядку  перечислить все этапы достижения цели, сформулировав их как задачи.Например, освоение новых технологий , системы работы, системы мониторинга , то есть, что   нужно сделать, чтоб достичь цели). Нужно  назвать разработанные критерии оценки результата деятельности  или  включить в задачи пункт о необходимости разработки таких критериев (и показателей к ним) .Затем   нужно  показать, как вы это сделали в основной части работы.

При  формулировке должно быть : Цель на «-ие» а задачи на «-ать» (например, цель:  создание, задача:  создать)

8. Формулируется  гипотеза (но это не обязательно).Гипотеза— это  научно-обоснованное предположение относительно способа реализации идеи, совокупности воздействия  для достижения цели.Формулировка  гипотезы:   «если… то… ». Гипотеза всегда  должна  касаться учащихся, качества образования детей. Например: «Использование ситуации ….приведет к повышению   качества образования учащихся».

9 Формулируется  стратегия и механизм достижения поставленных целей .Это должен быть рассказ о том, что педагог делал в течение межаттестационного периода для достижения цели.Это- самая  сутьвашей работы.Вы долждны рассказать как делали, кто ,что ,когда делал… Какие этапы, сроки и так далее. Это должна быть  самая  большая  и главная  часть вашего выступления.Вы  должны  назвать  все ваши действия, которые доказывают, что работа по достижению цели  вами осуществлялась  системно.

10. Представляются  результаты:

  1.  что вы  реально получили (мотивация, количество учащихся, выбравших предмет на экзамен, поступление, текущие отметки, отметки по ЕГЭ, % успеваемости за 4  года, сколько  у чащихся справляется с продуктивными заданиями и так далее)
  2. критерии и показатели оценивания, диагностический инструментарий, какие конкретно процедуры проводились
  3. результаты  должны  быть представлены    точно  по тем параметрам , которые были заявлены вами в цели  и определены в задачах. Вы должны доказать, что цель достигнута.
  4. дается  оценка результата – выявленные проблемы, какая должна быть корректировка в работе, перспективы деятельности, задачи или планы или направления на последующий межаттестационный период.

11.Показывается, как  ваш  опыт был представлен  педагогической общественности (публичные выступления, печатные работы и прочее).Это  можно отнести в разные пункты, где вы  считаете  логичнее.

12. Делается заключение:

—выводы о достижении поставленной цели

—что сделано конкретно, что доказано

—достигнут ли планируемый результат (или доказана гипотеза

—в чем значимость работы

13.Важно  правильное форматирование текста.Желательна  компьютерная презентация.